|
|||||||||||
ВведениеКто мы? Откуда пришли? Где наши корни? Над этими вопросами задумывается каждый народ. Чтобы ответить на них необходимо более полно и качественно изучать свою историю. “Если народ знает и понимает свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры”. В контексте с этими словами президента ЧР Н.В.Федорова и действующей государственной программой Чувашии по возрождению национальной культуры написана наша работа, которую можно использовать студентам, преподавателям при изучении культуры и истории родного края, на занятиях обществознания. Во время празднования 45 летнего юбилея города Новочебоксарска наша группа посетила художественный музей и побывала на выставке народных промыслов. Мы обратили внимание на, поразившую нас красотой, мебель ручной работы; нас охватил целый поток вопросов: из чего, как, почему, откуда, неужели это наше? Экскурсовод рассказала грустную историю о деревне, которой сегодня нет, о её жителях и лозоплетении – уникальном промысле, некогда распространенном наших местах, который незаметно покидает нас. “Истинных мастеров своего дела с каждым годом становится всё меньше: ведь у молодых, вечно, стремящихся вперед не хватает терпения и упорства, сидеть часами, занимаясь одним и тем же монотонным трудом. Оттого и нет достойных учеников, которые бы смогли продлить и “поднять на ноги” такой красивый и необычный для наших дней промысел”. Сталкиваясь с работами народных умельцев, мы не задумываемся над философией создания тех или иных вещей. Живя бок о бок с искусством, большинство даже не догадывается, сколько труда вложено в даже самое маленькое незатейливое произведение; в каждое свое изделие мастер вкладывает частицу души, своего терпения, мастерства. Не каждому сегодня известны промыслы, которые некогда процветали в Чувашии. А ведь есть чем гордиться, что помнить и чему учиться, что сохранять. Исходя из вышеизложенного мы поставили перед собой цели: І. История деревни ТоскинеевоНа месте, где сейчас стоит город Новочебоксарск, раньше находилось 13 деревень, которые в 1964 году при постройке ЧПО “Химпром” попали в санитарную зону и люди, жившие, на этой земле должны были переселяться в другие места. Этими деревнями были: Яндашево, Тоскинеево, Арманкасы, Пустынкасы,Тенекасы, Чодино, Банново, Иваново, Ельниково, Цыганкасы, Чурекасы, Анаткасы, Кодеркасы. На сегодняшний из всех деревень осталась лишь одна – Банново, да и то она была полностью переселена на несколько километров в другую сторону. І.1. Истоки деревни. Уклад жизни и занятия тоскинеевцев до октября 1917 года.Предание гласит, что 250 лет назад поселился в низине реки Кукшум, недалеко от притока реки Цивиль с 5 сыновьями мужик, которого изгнали из родной деревни – звали его Тоскинь. “По архивным данным деревня возникла в 1746 году, была она маленькой, насчитывалось около ста человек” . Тоскинеево расселилось, по так называемому речному способу, по обе стороны речки Кукшум. В те времена вся низина вдоль реки Кукшум была занята лесными массивами, где росли в основном ольха и ива, а также болотами, признаки которых остались до наших времен, особенно это заметно на правом берегу реки. Избу (пÿрт,çурт) ставили в середине большого открытого двора, преимущественно дверью на восток. Усадьба разделялась на две части – передний двор (то есть собственно двор) и задний двор (анакарти). Со второй половины XIX века распространение получила планировка по типу: изба – сени – клеть. А к ним под прямым углом ближе к заднему двору размещали сарай для дров и сена, а также теплые клети для скота. Параллельно к избе размещали (строили) бани (мунча) и лачуги (лаç) без потолка и окон (с открытым огнем). Но некоторые поселенцы баню и лачугу ставили в огороде или же ближе к оврагу, из соображений безопасности. После того как тоскинеевцы приняли крещение, в центре деревни поставили маленькую часовенку. Однако жители продолжали соблюдать языческие обряды и обычаи. Они почитали огонь, воду, солнце и землю; значительной была вера в существование добрых богов и злых духов. Во главе семьи стоял мужчина – дедушка (асатте). Женскими делами руководила бабушка (асанне) – хранительница семейного очага, традиций и обрядов. Обычно семья насчитывала 4-5 детей. По административному делению деревня Тоскинеево вошла в Алымкасинскую волость Чебоксарского уезда Казанской губернии. Волостное управление находилось в селе Яндашево, при церковном приходе. В деревне, до и после октябрьской революции 1917года, традиционным хозяйством было пашенное земледелие (зерновые, особенно рожь и пшеница, гречиха, горох и др.), обрабатывали землю сохой и мотыгой. Пахотные земли до установления Советской власти распределялись (выдавали) по количеству лиц мужского пола. А у кого не было, или было мало, мужчин в семье, им приходилось батрачить у купцов, церковников или у людей богатых и таким образом добывать средства на существование. Развиты были издревле скотоводство, пчеловодство и хмелеводство. С развитием товарно–денежных отношений распространились кустарные промыслы – такие как плетение корзин из новых прутьев и узорное вышивание, а также деревообработка ручным способом. Женщины делали волокно из конопли, пряли, ткали, шили одежду, вязали. В деревне даже были свои долгожители, например: самую долгую жизнь – 98 лет – из мужчин прожил Кириллов Сергей Кириллович (1866 – 1964), из женщин дольше всех прожила Ефремова Анна Ефремовна (1890 - 1989). Своей школы в Тоскинеево не было. Дети ходили учиться в соседнюю деревню – Анаткасы, где имелась 4-классная школа. К началу ХХ века в деревне было около 50 хозяйств, проживало свыше 450 человек. Дома размещались на четырех улицах: Ман урам, Малти урам, Леш айкки, Çен урам. В 1890 году Тоскинеево на реке Кукшум появилась 2-х поставная водяная мельница. Принадлежала она состоятельному хозяину Ананьву С.А., владевшему также двухэтажным полукаменным домом и надворными постройками (склады, амбары, сараи). Гордостью Ананьева был хороший фруктовый сад.,/p> Таких как Ананьев С.А. в деревне было еще три семьи: Наумовы, Алексеевы и Степанов П.С., которому принадлежали крепкий дом и деревенский магазин. В целом большинство хозяйств были среднего достатка. Многие деревенские имели свои прозвища, иногда обидные, но меткие: Шакал, Тилĕ, Кашкăр, пĕчек Иван, Няма и т.д. І.2. Утверждение советской власти. Великая война и тоскинеевцыПосле свержения самодержавия в феврале 1917 года волостное управление находилось в уездном центре - Чебоксары.
Первым председателем Алымкасинского волостного управления был избран гражданин деревни Ельниково Семенов Иван Семенович(01.03.1887г. – 02.07.1919г.). Он быд избран 25 сентября 1918 года на собрании бедняков из 17 населенных пунктов.Зверски убит 2 июля 1919г. Намного позже, в 1980 году, был поставлен ему памятник в г.Новочебоксарске. После распада Алымкасинской волости на её основе было образовано 8 сельских советов: деревня Тоскинеево вошла в Анаткасинский с центром в деревне Анаткасы. В Анаткасинский сельский Совет, образованный в1927 году, вошли деревни: Анаткасы, Алымкасы, Пустынкасы и Тоскинеево. Первым председателем исполкома был избран Васильев Степан Васильевич из деревни Пустынкасы. В1955 году Тоскинеево и деревни Алымкасы, Пустынкасы и Анаткасы влились в состав Магазьского сельсовета. Утверждение советской власти сопроваждалось присущими ей процессами, которые не обошли стороной и Тоскинеево. В 1930 году в деревне был создан колхоз “Ударник”, первым председателем, которого стал Ильин Евлампий Ильич (всего было 8 председателей). Активными сторонниками коллетивизации были Ильин Е.И., Данилов В.Д., Ефремова А.Е. Четыре улицы в духе времени сменили свои названия: Ман урам - Большевистская, Малти урам – ул. К. Маркса, Леш айкки – ул. Ленина, Çен урам – ул. Плеханова. Вскоре (1932 г.) колхоз получил первый грузовой автомобиль ГАЗ. В 1937 году в деревне появился первый колесный трактор ХТЗ, а в 1939, 1940 на полях работал трактор НАТИ. Первым трактористом был тоскинеевец Степанов Сергей Степанович. Не обошлось и без раскулачивания: три семьи - Кузьмы Алексеева, Алексеева Осипа, Наумова Ивана – были отправлены в Сибирь, где и сгинули, а их имущество досталось колхозу. Мирное развитие прервала Великая Отечественная война. На полях сражений из деревни погибло 31 человек. А всего на фронт ушли 80 человек: 79 мужчин и одна девушка – Петрова Саша, которой было всего 18 лет. Не счесть, сколько людей работало в тылу, помогая фронту. Погибшие остались лежать навечно в братских могилах под Москвой, Ленинградом, Новгородской, Тверской, Витебской, Полтавской, Житомирской областях и за границей: в Польше, Германии. Некоторые семьи потеряли в Великой Отечественной войне по два-три человека. Живыми, но инвалидами вернулось домой 49. человек. До 60-летия Победы дожило 6 человек. Между деревнями Тоскинеево и Арманкасы к 20-летию со дня Победы над гитлеровской Германией тоскинеевцами воздвигнут обелиск в память о тех, кто отдал жизнь за Отчизну, кто с оружием в руках сделал все, чтобы пришла Весна Победы. І.3. Основные процессы 50-х – начала 70-х годов. Судьба деревниПосле войны в деревне было 85 хозяйств, а это примерно 383 человек. В 1947 году силами 4-х колхозов “Ударник”, “8-ое Марта”, “Труд”, “Кувшин” в Тоскинеево была построена 8-летняя школа, куда так же ходили учиться дети Тоскинеево, Пустынкасы, Анаткасы и Алымкасы. В 1950 году началось укрупнение колхозов. Колхоз “Ударник” соединили с колхозами “Власть труда” (Арманкасы), “Маллала” (Верхний Магазь), “17 партсъезд“ (Ураево-Магазь). Название колхоза утвердили “Авангард”. В 1954, 1959г. в “Авангард”, вошло еще несколько колхозов: “14 лет Чувашии”, “Октябрь”, “Дружба”, “Моряк”. Колхоз стал называться “Коммунизм”, а первым председателем колхоза избрали Илларионова Михаила Антоновича. До 1961г. деревня Тоскинеево, входящая в колхоз “Коммунизм” находилась в Марпосадском районе. В 1961г. в результате административного деления колхоз перешел в Чебоксарский район. В 1964г. на базе трех крупгых колхозов был образован колхоз “Большевик” под председательством Строгонова Мина Васильевича; “Большевик” объединял 22 деревни. Изменения происходили и в обычной жизни людей Технический прогресс все больше и больше, входил в быт тоскинеевцев. В 1946г. счетовод Андреев Е.А. первым купил велосипед, а через 7 лет тракторист Орлов В.П. раскатывал по деревне на личном мотоцикле (Иж-49). Многие сельчане вечерами собирались у Федорова Н. смотреть «Чудо» - телевизор «Заря»(1961г.), а радиоприемнику в Тоскинеево перестали удивляться с 1952г. Наверно, самую большую зависть вызывал личный автомобиль Федорова С.Ф., купленный 1965г. на кровно заработанные шахтерские денежки. Беда пришла, откуда не ждали. В 1964г. было принято государственное решение о строительстве ЧПО “Химпром” и сносе деревень входивших в санитарную зону. В 1969г. началось переселение жителей. В декабре 1972г. деревню покинули последние жители. Официально Тоскинеево прекратило свое существование в 1976г. Указом Президиума Верховного Совета ЧАССР. І.4. Известные люди – выходцы из ТоскинеевоІІ. Промартель “Вперед” и лозоплетениеКак выше было изложено в деревне Тоскинеево до и после Октябрьской революции в основном занимались земледелием. Но часть жителей издревле занимались кустарничеством: плетением корзин, изготовлением тарантасов и саней. “В России к развитию этого промысла приложил руку сам князь Д.В. Голицын, он привез с собой из-за границы несколько корзин и заставил крепостных делать такие же. ІІ.1.Технология промысла лозоплетенияТехнология этого промысла крайне трудоемкая. “Заготовка материала была - сложное дело. Нужно специально рубить старый ивняк, чтобы пошли молодые побеги, в дело годятся только годовые прутья, которые отмачивают, сушат…. Заготовка материала шла круглый год. Только те прутья, которые собирают зимой, сначала нужно варить, обдирать с них кору, а уж потом – на хранение. Резку сырья шла примерно с 25.06. по 01.09.” 2. Разные изделия требовали лозы разных деревьев. Если корзины и другую хозяйственную утварь изготавливали из ивовой коры, то для изготовления тарантасов нужны были черемуховые прутья (т.к. они более прочные). В Чувашии их заготавливали на берегах Волги. Привозили на баржах до села Яндашево и оттуда на телегах до Тоскинеево. Корзины шли нарасхват, т.к. они нужны были в повседневной жизни. По желанию заказчика делалось все: диван, стол, корзины, тарантасы и др. Умельцы работали с утра до самой ночи, ведь, их прибыль зависела от того, сколько изделий они изготовят. Мастерство переходило от отца к сыну, но им обладали и женщины. Изделия женщин отличались красотой и изысканностью, а мужчин – прочностью и долговечностью. Спрос на товары всегда оправдывал предложение, т.к. в деревне плели только те вещи, которые имели большую популярность у покупателей не только окрестных сел и городов, но и Москвы, Нижнего Новгорода и других населенных пунктов. Тоскинеевцы имели свой неповторимый почерк. Лак, секрет которого утерян, позволял изделиям сохранять свое первоначальное качество на годы. ІІ.2. Деятельность артелиВ 1929 году между деревнями Тоскинеево и Анаткасы на правом берегу реки Кукшум на возвышенном месте была возведена промартель “Вперёд”. Жители деревни Тоскинеево, Пустынкасы, Алымкасы, Магазь, Арманкасы там изготовляли плетеную мебель, корзины разных сортов и объемов, сани и тарантасы. Первым председателем, артели был Семёнов Николай Семёнович, житель деревни Тоскинеево. В день один умелец изготавливал примерно 2 грибных, 5 овощных корзин, а вот на плетение одного тарантаса уходило до 3-х дней. В цехе трудились как мужчины, так и женщины, но если последние изготавливали утварь и мебель, то мужчины делали, помимо этого, и более сложные изделия: средства передвижения. Заказчиком артели “Вперед” выступал “Чувашторгпромсоюз”, отправлявший готовые изделия на предприятия и учреждения для таких городов, как Нижний Новгород, Казань, Киров, Йошкар-Ола и др. промышленные центры Волго-Вятского района, а так же в театры Москвы. Среди умельцев выделялись: Федорова Римма Петровна, Петров Геннадий Петрович, Евгений Вячеславович Енцов, Петрова Александра Гавриловна, Степанова Нина Алексеевна, Петров Викентий Петрович. 1 июня1956 году промартель “Вперёд” объединили с Банновской артелью “Волга”, в новой артели было два цеха: 1-ый по изготовлению дуг и сундуков; 2-ой по плетению корзин. После ликвидации промартели “Ширпотреб” в деревне Ельниково, её перевезли в деревню Тоскинеево для расширения мебельного цеха. Так как площадь для изготовления мебели не хватало и многим приходилось трудиться, на дому, в своем хозяйстве: Михайлов Т.М., Петров П.П., Орлов П.И. и другие. В 1970 году эта артель была перевезена и объединена с Атлашевской артелью, где и прекратила через несколько лет свое существование. В 1973 артель официально распалась, один цех был полностью сожжен, некоторые помещения были разобраны и увезены по разным деревням, а остальное разграбили. Помимо артели «Вперед» в Тоскинеево действовала другая артель «Йĕрме тĕрĕ», занимавшаяся вышивкой на полотне. Это была женская артель. Руками мастериц украшались мужские рубашки, платки и скатерти, женские платья. «Йĕрме тĕрĕ»просуществовав до Великой Отечественной войны распалась. Можно только предположить, что основной причиной этому было падение спроса на такие изделия в годы войны и послевоенное период; возможно, сказалось падение навыка в годы тяжелого физического труда. Из интервью с тоскинеевцем Борисом Анатольевичем Петровым, мы узнали, что к сожалению, правительственные награды, за такой тяжелый и большой труд не выдавались, т.к. люди трудились для себя, для собственной выгоды. ЗаключениеСегодня на месте Тоскинеево находится крупнейшее в Европе промышленное предприятие “Химпром”. Оно выпускает важную химическую продукцию, и ничто не напоминает о 13 деревнях. Недалеко то время, когда о них забудут и вовсе. А вот промысел все-таки уцелел. Сейчас в республике организована Гильдия ремесленников Чувашии. Умельцам помогли и с организацией Творческого объединения лозоплетельщиков, и с арендой помещения. Недавно в Чебоксарах открылся магазин по продаже изделий народных промыслов, сувениров, где можно сделать заказ на любое изделие из лозы. Хотя во всем мире изделия народных умельцев приносят немалый доход, в Чувашии этот бизнес еще не налажен. Молодежь, к сожалению, не особенно стремится к народным промыслам, ведь здесь надо набраться терпения, долгие годы учиться пока станешь мастером. Плетеная мебель полезна для здоровья: дерево – оно тепло свое отдает. Мы говорим про угрожающую здоровью экологию, а сами покупаем мебель из ДВП - строительного мусора. А представьте мебель из лозы в детской комнате. Не зря же наши мудрые предки плели колыбели для своих детей. Ивовую кору, да и саму древесину, давно используют в медицине, помогает ива и при ревматических болях, да и служит она при умелом хранении долго. Несколько лет назад в Чувашии была принята специальная государственная программа по возрождению и развитию национальной культуры – это очень правильно. Со своей стороны мы предлагаем следующее для сохранения и развития народных промыслов, таких как лозоплетение, а так же для обогащения знаний по родной истории надо: На выставке в Гамбурге в начале прошлого века чувашский мастер лозоплетения, по фамилии Осипов завоевал первый приз, а его ученик – взял второй. Есть чем гордиться! |
|||||||||||
|